МАГИЧЕСКИЕ ЧАСТОТЫ !
Перед тем, как рассмотреть некоторые приемы эквализации, нужно разобраться, на какие участки подразделяется диапазон слышимых частот, и как каждый из них воздействует на наш слух. Весь аудиодиапазон можно разделить на шесть четких частотных полос, каждая из которых очень сильно влияет на общее звучание записи.
Суб-бас - очень низкие басы в диапазоне от 16 до 60 Герц. Это звуки, которые скорее чувствуешь, чем слышишь как гром вдали. Они придают музыке мощь, даже если встречаются нечасто. Слишком большой подъем в этой области и музыка будет звучать грязно.
Бас- в диапазоне от 60 до 250 герц лежат основные ноты ритм секции. Эквализация в этой области может изменить баланс будет звучать жирно или тонко. Слишком большой подъем и музыка будет звучать гулко, бубняще.
Нижняя середина- диапазон средних частот между 250 и 2000 герц. В этой области лежат низкие гармоники большинства музыкальных инструментов. Если поднять слишком сильно, то звучание может приобрести "телефонный" характер. Если сильно поднять полосу частот от 500 до 1000 Гц, то звучание инструментов будет напоминать медные духовые, а если слишком поднять октаву 1000 2000 Гц, звучание станет "жестяным". Чрезмерная громкость этой частотной полосы утомляет слух.
Верхняя середина- верхняя половина среднечастотного диапазона. Если слишком поднять эту полосу, замаскируются звуки, важные для понимания речи. Речь станет шепелявой, фонемы,формируемые с помощью губ, станут неразличимы. Излишний подъем этой частотной полосы, особенно 3 кГц, утомляет слух. В случаях, когда вокал погребен под инструментами, нужно по пробовать прибрать 3 кГц у инструментов, а у вокала добавить. Так можно показать вокал, не убирая громкость инструментов.
Презенс -диапазон от 4 до 6 кГц. Он "отвечает" за чистоту и определенность звучания голоса и инструментов. При подъеме этого участка частотного диапазона музыка кажется "бли же" к слушателю. Убирание 5 кГи делает звучание более удаленным и прозрачным.
Бриллианс (блеск)- от 6 до 16 кГц. Управляет блеском и прозрачностью звука. Слишком большой подьем этой области частот может преувеличить шипящие фонемы у певцов.
Что пытаемся делать с помощью эквализации?
Стараемся решить три задачи:
1. Сделать звучание инструмента более чистым и определенным.
2. Сделать, чтобы инструмент или микс звучал "больше" и объемнее, чем в реальности.
3. Жонглируем частотами, чтобы все инструменты лучше сочетались друг с другом, и чтобы у каждого из них была своя частотная полоса.